АНГЛИЙСКИЙ: ВЫ МОЖЕТЕ ГОРАЗДО БОЛЬШЕ!
Вы не задумывались, почему обучение иностранным языкам в основном оказывается неэффективным? Даже тогда, когда есть мотивация, хорошие способности и на занятия тратится довольно много времени. Одна из наиболее частых причин – низкий уровень интенсивности обучения и сложности заданий. Об этом и предлагаю поговорить.
«А МЫ НИКУДА НЕ СПЕШИМ»
Так уж мы устроены, что наш организм работает в режиме сохранения энергии. Он всегда стремится пойти по пути наименьшего сопротивления, отсрочить выполнение задачи (прокрастинация) или вообще избавиться от нее (лень). С одной стороны, это хорошо: мы сохраняем свои ресурсы; с другой, это держит нас в рамках, не позволяя исследовать и реализовать свой истинный потенциал если не в полной, то хотя бы в гораздо большей мере.
Мозг адаптируется к той или иной нагрузке и, как маятник, входит в свой целевой режим – состояние покоя. Фактически он впадает в спячку: жизнь есть, но активность минимальная, а именно в той мере, которая необходима для поддержания жизненно важных функций. Этакий автопилот. И по умолчанию так живут все.
А теперь представьте: ваше сознание пребывает в блаженном умиротворении – и тут в его дверь стучится некий невыразительный стимул в виде легкого учебного задания. Легкого – как для тех мегаресурсов, которыми мы обладаем. Выведет ли это мозг из спячки? Разумеется, нет. Он, не просыпаясь, «одной левой» решит поступившую задачку и продолжит досматривать очередной сон. Что ж, дело сделано, энергии потратили с гулькин нос, однако ничего выдающегося не достигли. И так происходит от занятия к занятию…
Именно это имеет место при традиционном подходе к обучению, под одурманивающим лозунгом «А мы никуда не спешим». Как правило, при этом учебные задания слишком легкие не только для того, чтобы заставить мозг работать на полную мощность, но даже для того, чтобы просто разбудить его. Стоит ли в таком случае удивляться, почему тем же английским овладевают лишь «избранные»? (Имеется в виду постсоветское пространство.)
МОЗГ, ПОДЪЕМ!
Я убежден: для достижения выдающихся результатов в обучении, прежде всего, необходимо ввести мозг в высокое ресурсное состояние, а сделать это можно только бросив разуму вызов. Как известно, порой в ситуации сильного стресса человек способен перепрыгнуть двухметровый забор, надолго задержать дыхание под водой, за несколько секунд залезть на высокое дерево и т.п. Нечто подобное происходит и при решении сложных интеллектуальных задач, в частности, овладении иностранным языком: мозг мобилизуется для их решения. Причем тем больше, чем они труднее, интереснее и чем сильнее мотивация их выполнить.
Когда я жил в Лондоне, у меня был там приятель из Украины (назовем его Артур), который был очень далек от английского, но имел огромное желание остаться в стране, вариант возвращения на родину категорически не рассматривал. Дело было за «малым» - овладеть английским так, чтобы можно было чувствовать себя в Великобритании уверенно и, со временем, занять там достойное место под солнцем. По сути для Артура это был вопрос выживания, как если бы он должен был перепрыгнуть двухметровый забор, чтобы не быть растерзанным стаей бешеных псов. И что вы думаете? Перепрыгнул, да еще как! Всего лишь за полгода Артур с «нуля» вышел на уровень B2, сдал на английском квалификационный экзамен для врачебной практики (он хирург) и до сих пор живет и работает в Лондоне. Не будучи гением, не поймав удачу за хвост, а дав себе жесткую команду выйти на Upper Intermediate за 6 месяцев. Было ли это для Артура настоящим вызовом? Еще бы! Тут не до спячки - надо вкалывать. Но оно того стоило.
СЛОЖНО, НО ВОЗМОЖНО
Какие есть варианты того, как ввести мозг в высокое ресурсное состояние? Можно повысить сложность учебных задач; можно увеличить интенсивность, продолжительность или частоту занятий; а особо смелые могут даже попробовать выполнить все это одновременно. Другими словами, хотите настоящего прорыва – выходите из зоны ментального комфорта и экспериментируйте. Вы никогда не узнаете, на что способны, пока не пересечете свои привычные границы. А способности наши поистине невероятны.
В 1991-м году прошел первый чемпионат мира по запоминанию. Его победители запомнили за 15 минут 335 случайных слов. Это что, гении? Нет, обычные люди, бросившие вызов стандартам и упорно работавшие над собой. Как сказал Джим Квик, коуч № 1 в мире по вопросам познавательных функций, нет хорошей и плохой памяти: есть память тренированная и нетренированная. И подобных фактов масса.
Дисклеймер: наши способности невероятны, но небезграничны. Задачи должны быть трудными, но в принципе выполнимыми. Если, скажем, вы никогда ранее вообще не соприкасались с тем или иным языком и тут от вас требуется понять на слух некую историю на нем, то очевидно, что это вам не удастся, даже под страхом смертной казни. Вы не можете перепрыгнуть пятиметровый забор, во всяком случае без специальных средств.
Как понять, какую задачу выполнить возможно, а какую нет? Определить это помогут здравый смысл и практика. В целом же, если кто-то сделал это до меня, то, скорее всего, это по силам и мне. Очень много тут зависит от веры в себя и, опять же, мотивации. Полагаю, Генри Форд был близок к истине, заявив: «Думаете ли вы, что сможете что-то сделать или что не сможете, в любом случае вы правы».
ПРИМЕР ВЫЗОВА
Возьмем, к примеру, расширение словарного запаса. Если сейчас вы успешно учите 5 слов в день, попробуйте… 20! Допустим, реально из них вы будете запоминать только половину, но это все равно в два раза больше, чем сейчас. Когда же вы будете запоминать все 20 слов (а при регулярных тренировках памяти этот момент наступит), попробуйте выучивать 40. Теперь поначалу вы будете запоминать до 30-ти слов, но со временем вам окажутся по зубам и все 40. Причем происходить это будет не только за счет улучшения памяти, но и благодаря опоре на накопленный словарный запас.
Например, если вы уже знаете слово «develop», то, согласитесь, запомнить «development» вам будет гораздо легче, чем в случае, когда никакие однокоренные слова вам еще не известны. Или вы знаете «train», а нужно выучить «rain» - в этом случае новое слово запомнится быстрее за счет значительной схожести. Кроме того, для большинства людей очень действенным является создание ярких ассоциативных связок: «a rain in a train» («дождь в поезде») – это образ, который вы вряд ли когда-то забудете, а вместе с ним отлично запомнятся и слова. Кстати, учить ходовые словосочетания и даже целые фразы намного эффективнее, т.к., благодаря контексту, лучше понятно то или иное значение и предложения потом строятся быстрее.
Увеличение количества слов не обязательно должно быть двукратным, но памяти требуется вызов. Для кого-то это будут дополнительные 5 слов в день, а для кого-то – 20. Смысл в том, чтобы постепенно повышать планку, - до тех пор, пока не почувствуете, что больше в расширении словарного запаса не нуждаетесь либо пока не захотите сделать в этом отношении перерыв.
А ЧТО С ДРУГИМИ АСПЕКТАМИ ЯЗЫКА?
Конечно, можно и нужно практиковать «челлендж» и в них. Например, почти на всех моих занятиях практикуется «translation drill» - высокоинтенсивное упражнение по переводу предложений на английский язык с переключением с одного времени глагола на другое, с одного типа глагола на другой, с утверждения на отрицание и т.п. В совокупности с регулярной самостоятельной работой по моему речевому тренажеру и другими инструментами методики это упражнение делает нормой работу мозга «на высоких оборотах», автоматизирует построение предложений и распознавание грамматических моделей, прокачивает речевую вариативность и улучшает навык концентрации, т.е. превращает учащегося в умелого коммуникатора.
ВЫЖИМКА
Главная задача первого периода обучения (в частности, иностранному языку) не в том, чтобы начать пичкать человека информацией, а в том, чтобы сложными, но посильными упражнениями разогнать мозг, создав таким образом благоприятные условия для последующего развития. Если это не сделать, то любые учебные усилия будут как "белый шум". Не бойтесь бросать себе вызовы: ВЫ МОЖЕТЕ ГОРАЗДО БОЛЬШЕ! А если они будут интересными, успех не заставит ждать себя долго.